Вначале технологию для гражданских самолетов Active Stick, разработанную компанией BAE Systems, сертифицировало Федеральное авиационное управление США (FAA). Уже затем ей нашли практическое применение на реактивном самолете бизнес-класса Gulfstream G500, где она обеспечивает тактильную обратную связь пилота с системами лайнера. Active Stick дает ему возможность буквально физически ощущать свою машину, вместо того, чтобы полагаться только на показания приборов.
Fly-By-Wire (FBW) – система, заменившая прежний ручной (механический) контур управления самолетом электронным – одно из чудес современной аэрокосмической техники. Самолеты предыдущего поколения управлялись с помощью гигантского количества тросов, кабелей, шкивов и гидравлики, что значительно утяжеляло летательные аппараты.
Все изменилось с внедрением FBW. На смену громоздкой электромеханике пришли цифровые технологии, взявшие на себя функцию по передаче команд управления, после чего самолеты «похудели» и «постройнели». Благодаря FBW, у пилота как бы появился напарник, внимательно контролирующий работу бортовых систем.
И все же Fly-By-Wire не лишена недостатков. По мнению экспертов, использование компьютерного джойстика снижает реальное восприятие полета до уровня видеоигры. Ничего подобного при «механике» не было. Тогда пилоты буквально чувствовали себя и свою машину единым целым и понимали, насколько хорошо они ей управляют.
Активная ручка управления BAE Systems объединяет в себе достоинства электромеханических систем и FBW. Первоначально она разрабатывалась для боевых самолетов, в частности, для F-35. Теперь малейшие отклонения в работе систем даже гражданского самолета передаются на джойстик, и пилот это чувствует.
Система Active Stick получила премию Laser Week Technology 2017 и будет установлена на всех лайнерах Gulfstream G500.
Источник — BAE Systems
Источник: