В 1996 году компания Naughty Dog совершила небольшую революцию в жанре, создав один из первых 3D-платформеров на рынке. Оригинальная идея взять 2D-геймплей, но повернуть камеру на 90 градусов вместе с вдохновленным классическим Donkey Kong Country сеттингом и невероятной по меркам оригинальной PlayStation графикой породила настоящий хит. Смешной зверек Крэш понравился аудитории и на целое поколение вперед стал маскотом первой консоли от Sony.
Из-под пера Naughty Dog вышло три основных проекта в серии и гоночная игра Crash Team Racing. Суммарные продажи этих проектов превысили отметку в 20 млн копий. Очевидно именно невероятный успех серии и побудил Sony выкупить Naughty Dog. К сожалению для фанатов, права на игру остались у Universal (впоследствии — у Activision). В связи с этим для разработки следующих частей правообладатели были вынуждены прибегнуть к услугам других студий, что сильно сказалось на качестве проектов.
После нескольких неудачных игр и мусорных мобильных ответвлений Crash Bandicoot отложили в долгий ящик, но игроки все эти годы просили Activision, Sony и Naughty Dog вернуться к приключениям пушистого зверька. К счастью, мольбы фанатов все-таки были услышаны — был анонсирован Crash Bandicoot N. Sane Trilogy — ремейк первых трех игр в серии для PlayStation 4.
Разработку доверили студии Vicarious Visions, которая ранее создавала игры по Крэшу для Game Boy Advance и многочисленные порты для других компаний, а также участвовала в создании франшизы Skylanders. Несмотря на не самый очевидный выбор разработчиков, команда справилась с задачей и перенесла игру на PlayStation 4, сохранив стилистику и механику оригинальных игр.
Высокополигональный Крэш двигается гораздо плавней, а в его меху можно разглядеть отдельные ворсинки. Анимации смотрятся просто потрясающе. Проработанная мимика и жестикуляции детализированных моделей вместе с мощным освещением — игра выглядит словно мультик.
Красочные локации радуют глаз сочной растительностью, полуразрушенной архитектурой и красивыми спецэффектами. Окружение и персонажи отбрасывают мягкие тени.
Разработчики уделили внимание даже мелким узорам и орнаментам, повторяя и дополняя оригинальный арт от Naughty Dog на современных технологиях.
Локации с дождем, закрытые уровни в канализации с опасными электрическими ужами и атмосферные средневековые пейзажи также радуют деталями. Тем не менее, некоторые эпизоды, особенно футуристические секции, получились довольно блеклыми из-за скудности ассетов.
С технической стороны ремейк разочаровал отсутствием 60 кадров в секунду — Crash Bandicoot N. Sane Trilogy работает при 30FPS, что выглядит странным решением, учитывая совсем небольшие уровни. Это особенно удивительно, принимая во внимание тот факт, что на PS4 Pro проект рендерится всего в 1440p. Более того, загрузки оказались неоправданно продолжительными. Чтобы выйти в меню надо ждать 20 секунд.
Кроме графических изменений, разработчики ощутимо улучшили управление, добавив полноценную поддержку аналога, из-за чего игра стала заметно проще в некоторых моментах. Это особенно касается сиквела и триквела.
Они также добавили возможность сменить Крэша на его сестру Коко на большинстве уровней. А в остальном базовая механика не изменилась. Камера все так же двигается вместе с героем, который бежит по довольно узкой тропинке, прыгает по платформам и атакует врагов, вращаясь как тасманский дьявол из мультфильмов Looney Tunes.
Вам приходится убегать от огромного валуна или разъяренного динозавра, прыгая по узким колоннам и преодолевая пропасти, электрические барьеры, густую траву и прочие преграды. В эти моменты подводит специфическая камера, на которую и бежит персонаж, из-за чего вы не видите, что ждет вас впереди.
Иногда уровни превращаются в забеги через полосу препятствий, и вам необходимо запоминать маршруты, пробегая на пушистом медвежонке мимо многочисленных статуй, взрывчатки, пингвинов и жестоких касаток. Из-за улучшенного управления эти секции стали ощутимо проще и приятнее, чем на оригинальной PlayStation. А вот секции на водном мотоцикле в триквеле разочаровали ужасным управлением и физикой, которые превращают уровень в пытку.
Одно из второстепенных заданий – разбивать деревянные коробки, собирая сочные яблоки и жизни. Каждый пропущенный ящик упадет на голову героя в конце уровня. Несмотря на свою дурость и постоянные кривляния, герой вызывает симпатию и улыбку, живо реагируя на окружающий мир.
В некоторых местах можно обнаружить плиты, которые переносят персонажа на отдельные секции с 2D-камерой в стиле классических платформеров, где вы можете собрать еще больше яблок и бонусные жизни.
Часть противников не проявляет агрессии, но может отправить Крэша на небеса от простого касания, которые иногда кажутся неочевидными из-за неожиданных анимаций. Другие нападают, если видят рядом. Некоторые могут отбросить назад, зачастую в пропасть, что отягощается странными хитбоксами.
Количество анимаций смерти у Крэша впечатляет даже по современным стандартам. Naughty Dog нарисовали множество самых забавных «геймоверов» — эксклюзивных для определенных врагов и частей. И Vicarious Visions аккуратно перенесли их в ремастер, значительно улучшив анимации.
Каждого противника можно уничтожить определенным способом. Самые обычные враги быстро умирают от простого вращения рядом с ними. Другие защищены и требуют более вдумчивого подхода. Например, шипастые черепахи опасны вблизи, но если напрыгнуть на них сверху, то они переворачиваются на спину, закрывая смертельные иголки.
Очевидно, новая студия изменила не только графику, но и область взаимодействия героя с поверхностью. Раньше, если нога персонажа чуть-чуть касалась платформы, бандикут уверенно стоял на ней, а сейчас соскальзывает. В некоторых местах переработанное освещение дополнительно усложняет навигацию во время прыжка. На PS1 герой отбрасывал четкую тень в виде черного пятна, которое всегда было под героем и никуда не исчезало, что помогало ориентироваться при приземлении. В переиздании разработчики оставили кружок, но сделали его почти незаметным. А основная тень падает по законам освещения и вообще не помогает. Оба этих фактора делают очень неудобным прохождение некоторых уровней.
Например, на локации Road to Nowhere Крэшу нужно пробежать по дырявому подвесному мосту, по которому бегают кабаны, а часть реек ломается, если стоять на них больше секунды. Расстояние между досками может быть очень большим и так как камера находится за спиной, рассчитывать точность прыжка сложно. Учитывая, что тень не помогает, а герой запросто может соскользнуть с платформы, то приходится запоминать, на какие сотые доли секунды нужно нажать кнопку вперед, чтобы оказаться на платформе. В конце этого уровня, чтобы перепрыгнуть пропасть, нужно оттолкнуться от черепахи, а случайно убив её, герой просто не сможет перелететь этот обрыв. Таким образом прохождение уровня превращается в мучение.
На помощь приходит баг (или, быть может, специально оставленный разработчиками эксплойт), который достался ремейку от оригинала. При должной сноровке, рыжий зверек может запрыгнуть на канаты и пробежаться по ним. Учитывая соскальзывание персонажа, сделать это сложнее, чем раньше, но гораздо проще, чем проходить уровень честно.
Стоит отметить, что некоторые моменты из первой части совсем устарели сами по себе. Например, на уровне The Lost City часто приходится подниматься по подвижным платформам, которые заезжают в стену или теряют свою устойчивость. Сам процесс подъема не сложный, но если где-то в конце оступиться, то персонаж упадет вниз и придется повторять весь путь по новой. Если игрок захочет собрать все яблоки и ящики, то вниз падать придется несколько раз. Подобные моменты не усложняют игру, а создают ненужную рутину, затягивая однообразный процесс. Возможно, Vicarious Visions стоило немного изменить некоторые локации — игра от этого стала бы только лучше.
Вторая и третья часть заметно более сбалансированные и разнообразные — как по механикам, так и по представленным локациям. В них нет таких затянутых или переусложненных моментов, как в первой части, что делает прохождение более интересным. Naughty Dog увеличили количество заданий с гонками и преодолением препятствий верхом на каком-нибудь животном, что вносит в игровой процесс необходимую вариативность. Также со второй части появляются и новые механики, вроде приседания и подката. А в третьей — герой и вовсе получает по одной новой способности с каждого побежденного босса. Эти умения открывают секретные тропы и различные бонусы в уже пройденных этапах.
Очень атмосферными получились подводные эпизоды, где Крэш исследует затопленное окружение и разрушает преграды выстрелами из встроенной в батискаф ракетницы.
В сиквелах вместо глобальной карты используется трехмерный хаб, в котором в рамках одного мира можно проходить уровни в произвольном порядке. Это разнообразит продвижение по сюжету, но сказывается на цельности атмосферы, особенно ввиду того, что уровни перемешаны, и в секцию в стиле Аладдина зачем-то был втиснут уровень в магическом средневековье.
***
Crash Bandicoot N. Sane Trilogy — это обязательный к приобретению сборник ремейков классических игр, который благодаря старанию Vicarious Visions в целом выглядит просто великолепно. Художники проделали огромную работу, адаптировав стилистику оригинала под высокое разрешение. Печально, что некоторые устаревшие элементы игрового дизайна не были переработаны под современные стандарты, но даже так проект умудряется приносить массу позитивных эмоций спустя 20 лет после оригинального релиза на первой PlayStation.
Источник: